На пути духовного развития человеку нужен наставник, учитель, но на разных этапах он будет проявляться по-разному.
На первом этапе, когда человек знакомится с разными традициями, находится в поиске, есть разные учителя - это лекторы, которые дают лекции, или книги, в которых описаны духовные принципы.
На этом этапе формальное посвящение запрещается. Здесь нужно всё исследовать, слушать различных духовных учителей, святых, которые делятся своим духовным осознанием, и искать ответы на свои вопросы. Для нас все они становятся учителями, все они помогают.
На втором этапе, когда человек начинает уже определяться с той традицией, где он больше получает вдохновение, здесь уже актуальны образовательные программы, т.е. человек приходит на курсы, которые есть в этой традиции, в этом направлении, он эти курсы посещает, занимается там. Для него так проявляется учитель.
Когда наступает этап углубления в традицию, то в этот момент человеку необходимо получить формальное посвящение в соответствии с теми правилами, которые существуют в этой традиции.
И на четвертом этапе, когда человек утвердился в традиции, утвердился в духовном знании, тогда гуру живет в его сердце. Человек постоянно знает, что и как нужно делать, как правильно себя вести, как нужно реагировать, т.е. это уже становится спонтанным явлением.
Вот такие проявления гуру: вначале гуру все, кто говорит о духовности, потом человек слушает какое-то одно направление, но нет формального посвящения, затем человек получает формальное посвящение, углубляется, строго следует наставлениям духовного учителя.
И здесь тоже есть свои этапы, потому что человек не может как-то искусственно полностью довериться гуру. Но по мере того, как я обретаю опыт того, что то, что говорит гуру, помогает, моё доверие увеличивается. Чем больше я убеждаюсь, что это работает, тем больше возникает доверие. Это называется «преданность гуру».